Уроки
Написать нам

Урок 8. Работаем с комфортом - Уроки мастерства

Сегодня мы не будем делать никакого проекта, а поговорим о приемах работы в Multimedia Builder. Практически ничего из того, о чем пойдет речь ниже, вы не найдете в справке по ММВ. Готов даже поспорить, что многие из вас и не подозревали об этих возможностях... Впрочем, обо всём по порядку.

Длительное использование мною Multimedia Builder выявило много общего в работе с ней с другими известными программами, и в частности, с CorelDRAW. Если вы хорошо знаете Corel, то наверняка заметили эти сходства. Вероятно, что автор программы тоже хорошо знаком с CorelDRAW, что наложило своеобразный отпечаток и на его собственную программу. В частности, многие горячие клавиши в ММВ напрямую соответствуют аналогичным горячим клавишам Corel, что радует, так как является примером стандартизации приемов работы (побольше бы таких стандартов!). Вы наверняка знаете о стандартных клавишах, принятых в Windows: Ctrl+O - открыть файл, Ctrl+S - сохранить и т.д., однако дальше этого дело не идет - все прочии функции в разных программах отличаются (а нередко бывают и программы, в которых нет и указанных стандартных клавиш). Так вот, ММВ - хороший пример того, как надо придерживаться стандартов.

Кстати, о горячих клавишах. Вот с них мы и начнем. Не секрет, что использование горячих клавиш заметно ускоряет работу и делает ее процесс более приятным. Кто-то из вас не мыслит себе работы без привычных клавиатурных сочетаний, другие же используют их более редко, предпочитая чаще тыкать мышкой по пунктам меню (вторым мы советуем срочно пересмотреть свое отношение к данному вопросу :))) Multimedia Builder даёт вам полную свободу в использовании этих возможностей, так как её интерфейс полностью настраиваемый, и кроме уже существующих в программе горячих клавиш вы можете назначать свои сочетания для наиболее часто производимых лично вами операций, таким образом облегчив себе жизнь.

Что для этого нужно сделать? Зайти в меню Инструменты > Настройки, и в появившемся окне настроек перейти на вкладку "Клавиатура". В выпадающем списке выбрать категорию меню, а чуть ниже - интересующий пункт меню, которому хотите назначить клавиатурное сочетание. После чего осталось ввести в поле новое сочетание клавиш. Давайте назначим горячую клавишу для часто используемой команды "Сохранить как..." (см.рисунок ниже):

Если для данной команды уже имеется клавиатурная комбинация, она будет записана в поле "Текущие кнопки", дабы вы могли контролировать, какие комбинации клавиш уже задействованы. После этого сразу же нажмите кнопку "Назначить", ибо без этого действия введенное вами сочетание клавиш не применится. После ее нажатия назначенная вами комбинация "перейдет" уже в поле "Текущие кнопки".

Таким же образом назначьте горячие клавиши для всех интересующих вас команд, не забыв перед этим ознакомиться с уже существующими комбинациями. Например, можно посоветовать назначить горячие клавиши командам выравнивания объектов - ведь довольно часто приходится выравнивать в ряд кнопки, картинки и т.п. Лично я использую клавиши, которые используются для этого по умолчанию в CorelDRAW: L - выровнять по левому краю (Left), R - по правому (Right), T - по верхнему (Top), B - по нижнему (Bottom). Ну и по центру - С. В дальнейшем вы будете выравнивать выделенные объекты одним нажатием соответствующей буквы.

Кстати, разумно назначить горячую клавишу и для вызова самого окна настроек (я использую Ctrl+J, как в CorelDRAW).

* * *

Теперь о настройке меню. Оказывается, меню в ММВ тоже подвластно вашей воле и может быть изменено по вашему усмотрению. Так, например, вы можете добавлять новые пункты меню и удалять имеющиеся, а также переносить пункты меню из одной категори в другую. Для этого вызовите уже известное вам окно настроек и перейдите на вкладку "Команды". Теперь вы можете сравнить имеющиеся в программе пункты меню со всеми доступными командами из списка. Для этого в окне настроек выберите категорию меню и в списке справа прокрутите все доступные команды:

Чтобы сравнить их с имеющимися в программе, не закрывая окна настроек нажмите на соответствующий пункт меню в самой программе (вы, наверное, удивитесь, но открытое окно настроек не блокирует возможность действий вне этого окна). Пункт меню программы развернется и останется "висеть" в таком виде, позволяя вам сравнивать имеющиеся там пункты со всеми доступными для данной категории. Так, например, можно обнаружить, что в категории меню "Страница" существует команда "Загрузить фоновый рисунок", которой по умолчанию в программе нет. Если вы желаете добавить данный пункт меню, просто хватайте его мышкой и тащите на развернутое меню программы. При этом появится жирная горизонтальная линия, показывающая, где появится этот пункт, когда вы отпустите мышь.

Кроме того, пока у вас не закрыто окно настроек, вы можете "гулять" по пунктам меню программы и спокойно перетаскивать мышкой пункты меню из одного места в другое, таким образом группируя эти пункты в наиболее удобном для себя виде. Более того, вы можете даже создать новый пункт меню. Для этого в окне настроек выберите категорию "Новое меню", в окне "Команды" появится надпись "Новое меню" - хватайте ее и тащите на панель меню программы. Отпустив в свободном месте, щелкните по нему правой кнопкой, и в появившемся контекстном меню выберите пункт "Вид кнопки":

Откроется окно, в котором вы сможете не только изменить название пункта меню, но и выбрать для него картинку. А если нажать кнопку "Редактировать" в этом окне, то откроется целый редактор иконок, в котором можно нарисовать свою собственную кнопку. Но это уже, я считаю, излишество :)))

Создав новый пункт меню, разверните его - под ним появится пустой прямоугольник. Теперь натаскайте на него нужных вам команд. Таким образом можно создать, например, меню "Избранное", где собрать под одной "крышей" ваши любимые команды.

Удалять ненужные пункты меню можно и не вызывая окна настроек. Для этого достаточно нажать мышью на ставшем ненужным пункте меню при нажатой клавише Alt и, не отпуская её, стащить лишний пункт меню с панели меню куда-нибудь в сторону (на рабочее поле, например).

* * *

Разделавшись с меню, займемся настройкой панелей инструментов. Многие, наверное, заметили, что в последней версии ММВ инструментальная панель объектов стала менее удобной - сходные кнопки в ней объединены в одну, и чтобы взять, например, инструмент "Текстовый блок", нужно сначала щелкнуть по кнопке текстовых объектов, подождать, пока развернется всплывающий список кнопок и выбрать в нём интересующую кнопку (ещё одна аналогия с CorelDRAW - там сделано точно так же).

Вызовите окно настроек и перейдите на вкладку "Панели инструментов". Оказывается, разработчики вовсе не обделили нас - существуют две версии инструментальной панели объектов: Popup Version - всплывающая версия, и Simple - одиночная. По умолчанию в программе включена первая из них, так что достаточно отключить её и включить вторую, чтобы вернуть всё "на круги своя" :)

Интересна также возможность создания собственной панели инструментов, что я настоятельно и рекомендую вам сделать. Нажмите кнопку "Новая..." и введите имя вашей панели - Main, Work или что-то в этом роде. Появится маленькая пустая пока панель инструментов. Теперь осталось натаскать на неё нужных вам кнопок. Вернитесь на вкладку "Команды" и перетаскивайте на созданную вами панель нужные команды меню - они будут появляться на ней уже в виде кнопок. Если какая-то команда появится не в виде кнопки, а как строка текста, щелкните на ней правой кнопкой мыши, выберите "Вид кнопки" и назначьте этому пункту отображение в виде только картинки. При отсутствии подходящей пиктограммы вы, как уже говорилось, можете её нарисовать сами :)

Таким образом вместо стандартной инструментальной панели вы можете создать свою, более для вас удобную. Расположите на ней наиболее часто используемые вами кнопки для создания объектов (объекты, которые вы не используете или применяете крайне редко, можно потом достать и из меню Объект > Создать...), а также кнопки для выполнения каких-либо операций - всё-таки запускать эти команды одним щелчком мыши удобнее, чем ходить за ними в меню (два щелчка :)))

Хочу подчеркнуть, что оперировать лучше именно с новой, созданной вами, панелью инструментов, а не с уже имеющимися, для того чтобы можно было всегда вернуться к исходным панелям. Закончив создание новой панели, прикрепите ее горизонтально или вертикально рядом с другими панелями инструментов, или оставьте в виде плавающей панели. Пример вновь созданной панели инструментов показан ниже:

Удалять кнопки с панелей инструментов можно, как и пункты меню, не вызывая окна настроек - для этого надо стащить их с панели при нажатой клавише Alt.

Стоит помнить и о том, что все панели инструментов и меню в программе можно свободно перетаскивакть с места на место, выстраивать их горизонтально, вертикально либо в виде плавающих панелей. В результате окно программы у вас может выглядеть, например, так:

И еще хочу сказать отдельно об окне "Список объектов". Оно обладает одним очень полезным свойством - если щелкнуть по длинной узкой кнопке вверху этого окна, то объекты в окне сгруппируются по разным типам, вот так:

Закончив настройки интерфейса, перезагрузите программу Multimedia Builder (эта привычка у меня осталась со времен Windows 3.11, и хотя с того времени программы и система виснут в десятки раз реже, всё-таки зачем вам рисковать - ведь если программа зависнет, то сделанные в ней настройки не сохранятся).

* * *

А вы знаете, что Multimedia Builder позволяет вам расставлять объекты точно на те координаты, на которые вы хотите их поставить? То есть конечно в скрипте можно отправить любой объект на любые координаты, скажем, на 125 точек по горизонтали и 52 по вертикали, но как изначально поставить объект именно на эти координаты?

Существует по крайней мере два хороших способа. Первый - использовать направляющие линии. Вы уже заметили, что в окне программы имеются измерительные линейки. Так вот, если щелкнуть по линейке мышью и, не отпуская её, потянуть в сторону окна вашего проекта и там отпустить, в рабочем окне появится синяя пунктирная линия - направляющая линейка. Кстати, это прием используется не только в программе CopelDRAW, но и во многих редакторах линейки Adobe.

Важное свойство линейки состоит в том, что если начать рисовать объект рядом с этой линейкой, объект как бы "прилипнет" к ней. Точно так же будет прилипать и любой объект, если его поднести близко к линейке:

Значит, если линейка стоит точно на нужных нам координатах, то и прилепившийся к ней объект будет иметь эти координаты. Остался лишь вопрос - как точно узнать, на ту ли координату вы поставили линейку? Очень просто - зайдите в меню Правка > Редактировать линии... и в появившемся окне вы увидите координаты всех имеющихся в проекте направляющих линий - отдельно горизонтальных и вертикальных. Правьте их координаты, просто вводя новые числовые значения.

Таким же образом, но уже ограничив объект линейками с четырех сторон, можно нарисовать объект нужной длины и высоты. Кстати, привязку к линиям можно отключить в меню Правка, если снять флажок с соответствующего пункта. Тогда, хотя линии и останутся в проекте, объекты к ним прилипать не будут.

Второй способ задать точные координаты - использовать специальное окно "Измерения" (его можно вызвать из меню Вид > Измерения). Вот оно:

Одного взгляда на это окно достаточно, чтобы понять, что с его помощью можно задать объекту сразу и точные координаты в проекте, и его собственные габариты. Для интереса попробуйте - нарисуйте в проекте простую текстовую кнопку и задайте в этом окне ее габариты 20х20 пикселов. Получится аккуратная квадратная кнопочка, точно заданных вами размеров. Таким образом, вам уже не надо стараться и напрягать глазомер, чтобы нарисовать несколько одинаковых кнопочек - просто задавайте их размеры в окне "Измерения", и всё :)))

Другое полезное свойство этого окна - узнавать координаты и размеры уже имеющихся объектов в проекте. Скажем, у вас есть группа кнопок меню, которая должна будет перемещаться на другое место во время работы проекта, а затем возвращаться на исходную позицию. Так вот, узнать эту самую исходную позицию вы и сможете в окне измерений, если выделите нужную вам группу объектов и посмотрите на это окно.

Вы скажете, что наличие такого удобного окна нивелирует значение направляющих линеек - ведь значительно проще задавать координаты в виде цифр. Однако линейки тоже бывают незаменимы в проекте, например, когда вы хотите ограничить область, за которую не выходили бы определенные объекты, и одновременно выравнивать эти объекты по границе области. Ведь линейки являются прекрасным средством выравнивания объектов благодаря свойству "прилипания".

Функцию, подобную направляющим линиям, играет и сетка. Выберите пункт меню "Привязать к сетке" из меню "Правка" - в окне проекта появится сетка в виде черных точек. Эта сетка, разумеется, не будет отображаться во время работы вашего проекта, однако во время создания объектов они будут прилипать к координатам, заданным сеткой. Чтобы изменить шаг сетки на иной, зайдите в меню Правка > Редактировать сетку.

* * *

Нельзя не отметить наличие в программе Multimedia Builder мощных средств для обработки растровых изображений. В ряде случаев эти встроенные средства вполне могут заменить Photoshop и подобные редакторы. Мы не будем здесь останавливаться на всех эффектах, которые позволяет производить над битмапами программа - посмотрите их самостоятельно. Вставьте в проект изображение и зайдите в меню "Эффекты". Особенно заслуживают внимания "Специальные эффекты", "Диалоговые эффекты" и "Цветовые эффекты". Попробуйте, уверен - вам понравится :)

Я рассказал здесь только о тех приемах работы, которые использую сам. Наверное, каждый человек, достаточно долго пользующийся программой, мог бы добавить что-то своё. Тем не менее я надеюсь, что и в изложенном выше вы смогли найти для себя что-то новое и полезное.

И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ - НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ

Чаще используйте мастер-страницы Master Page и Master Top Layer, чтобы размещать на них объекты, одинаковые для всех страниц проекта. Не копируйтье такие объекты со страницы на страницу, увеличивая тем самым размер файла и создавая себе трудности по внесению в дальнейшем изменений в эти объекты на всех страницах! Объекты, размещенные на странице Master Page, будут всегда находиться в самом низу по отношению к другим объектам на странице проекта - это удобно для фоновых картинок, кнопок, а объекты, помещенные на страницу Master Top Layer, наоборот будут выше остальных - там самое место для объектов CBK_Menu, About и т.п. Обращаться к объектам на этих страницах можно, используя следующий синтаксис: Hide("Master Page::ListBox"), LoadText("Master Layer::Text") и т.п.

После помещения в проект растровых картинок (битмапов) и окончательной подгонки их размеров, обрезки и т.п., выполните команду "Уменьшить размер" из меню "Файл" - это может уменьшить размер проекта иногда в несколько раз за счет удаления из проекта временно хранящихся в его "памяти" сведений о первоначальных размерах этих картинок. Однако, следует иметь в виду, что после этой команды будет уже недоступна команда "Восстановить оригинал" по отношению к растровым объектам.

Иногда переместить группу объектов на самый верх не получается ни командой меню, ни при помощи клавиш Shift+PageUp и Ctrl+PageUp - группа упорно не перемещается. Что делать - разгруппировывать её, перемещать объекты наверх по одному, а потом снова сгруппировывать? Поступите иначе: скопируйте группу и удалите её (почему-то в ММВ нет стандартной команды "Вырезать"), а затем снова вставьте в проект - она окажется на самом верху.

Чтобы переместить группу объектов вниз, когда на неё не действуют горячие клавиши, поступайте схожим же образом: скопируйте те объекты, которые должны находиться выше группы, удалите их и вставьте в проект заново. Группа окажется под ними. Внимание! Копировать объекты надо так, как будет описано ниже.

Иногда после вставки на страницу объектов, скопированных с другой страницы или с другого проекта, их порядок изменяется - самый верхний объект становится самым нижним, и наоборот (в прежних версиях ММВ это встречалось довольно часто). Чтобы избежать этого, объекты нужно выделять перед копированием не путём обведения их мышкой, а в менеджере объектов, по одному, при нажатой клавише Ctrl, начиная с самого нижнего.

Если после вставки на страницу скопированной из другого места группы объектов её имя приняло вид наподобие Group1~A518 - знайте: это не глюк и не баг - таким способом разработчики программы защищают ваш проект от возможного появления в нём двух объектов с одинаковыми именами, что конечно же, недопустимо (нарушится работа скриптов и т.д.) Значит, в составе вставленной на страницу группы есть объект, имя которого совпадает с именем уже имеющегося на странице объекта (скорее всего, это какой-нибудь Rectangle). Поэтому надо приучать себя не оставлять имена объектов по умолчанию, а давать им какие-нибудь значимые имена, например BackMenu, LeftParty, Corner и т.п.

Статичные текстовые объекты, т.е. те, в которые не предусмотрена загрузка текста (заголовки, поясняющие надписи и т.п.) в ряде случаев целесообразно преобразовывать в растровые объекты (меню Объект > Преобразовать в рисунок), так как тексты могут "поехать" на разных версиях Windows и при разных разрешениях экрана. Это особенно актуально, когда вы используете для надписи шрифт, которого может не оказаться у пользователя (однако, если таким шрифтом у вас выполнен динамический текстовый объект, придется использовать в проекте команду InstallFont, которая временно установит на компьютер пользователя требуемый шрифт).

Не забывайте, что растровую кнопочку можно создать и из одного изображения. Очень часто такой кнопки оказывается вполне достаточно. Для этого загрузите это единственное изображение в объект растровой кнопки и отметьте там поле "авто". Для интереса - создайте такую кнопку из своего портрета (только картинку заранее уменьшите до нужных размеров). Получится весьма неплохая кнопка :)

Напоследок хочу ответить на многочисленные, до сих пор не кончающиеся вопросы по поводу замены путей в проекте. После замены этих путей на относительные ваш проект не работает потому, что во время его проверки (которая запускается клавишей F5) проект временно компилируется и запускается в папке c:\Program Files\Multimedia Builder496\, а вовсе не там, где предполагается его наличие. И если вы использовали путь <SrcDir>, то совершенно ясно, что в указанной выше папке нет никаких файлов, к которым должен обращаться проект. А если вы использовали путь <SrcDrive>, то проект будет искать файлы на диске С:, в то время как они могут находиться совсем на другом диске. Отсюда простой вывод: после замены путей не запускайте проверку клавишей F5, а скомпилируйте проект, положите его в ту папку, в которой предполагается его нахождение, и запускайте уже оттуда. Уверен, в большинстве случаев ваш проект будет работать как надо. Если, конечно, вы всё правильно сделали :)))

До встречи!

03 Сентября 2005
5455

Всего комментариев: 0


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
[ Регистрация | Вход ]